Развитие уголовно-процессуального права нельзя рассматривать обособленно от правовых систем других государств. Для поиска новых путей совсем не обязательно искать какие-то оригинальные методы, достаточно лишь обратить внимание и правильно заимствовать всё то положительное, что есть в различных правовых системах мирового сообщества. В этой связи особый интерес представляет доказательственное право Англии.
Англия – это одна из немногочисленных стран, где действуют правовые институты и нормы, формирование которых началось ещё несколько веков назад. В этой стране отсутствует единый уголовно-процессуальный кодекс.
Сегодня основу уголовного судопроизводства Англии составляют более 300 законодательных актов, которые в различное время были приняты парламентом, а также многочисленные судебные решения, сформировавшие прецедентную систему права.
Уголовное судопроизводство в Англии осуществляют:
1) Полиция;
2) Коронеры (их полномочия заключаются в проверке обстоятельств смерти лица, тело которого найдено в районе коронерского участка);
3) Королевская служба преследования (полномочия службы заключаются в даче полиции рекомендаций (поручений), которые необходимо выполнить в связи с началом производства по уголовным делам, а также в подготовке материалов в суд и последующее уголовное преследования в суде);
4) Генеральный атторней (назначается Королевой и осуществляет общее руководство службой);
5) Судебная система (Апелляционный суд, Суд короны, суд Палаты лордов, Высокий суд, Верховный суд, суды магистратов).
В английском уголовном процессе центральное место занимает доказательственное право. Оно состоит из 3-х частей:
1) относимость доказательств;
2) допустимость доказательств и способы доказывания;
3) презумпции и бремя доказывания.
Относимыми к делу могут признаваться лишь те доказательства, которые находятся в причинной связи с фактом, по которому должно быть вынесено решение. В то же время таковыми могут признаваться и иные доказательства. Например, если дело с несколькими обвиняемым касается какого-либо заговора, всё содеянное одним из обвиняемых признаётся относящимся к обвинению его соучастников.
В английском уголовном процессе есть множество процессуальных правил (привилегий), которые ограничивают допустимость доказательств. Это могут быть, например, доказательства, добытые с нарушением закона, либо показания «с чужих слов» - сведения о факте, которые стали известны лицу из каких-либо источников (т.е. кто-то сказал, где-то слышал и т.д.), в английском уголовном процессе не являются доказательствами и многие другие. В то же время в правилах о недопустимости доказательств имеются определённые исключения, которые связаны со значимостью доказательств либо обстоятельств их получения, при которых их достоверность у суда не вызывает сомнения. В таких случаях закон допускает и такие доказательства, которые бы являлись недопустимыми. В английской правовой системе вопросы допустимости доказательств разрешаются судом индивидуально.
Средствами или способами доказывания выступают показания свидетелей, заключения экспертиз и иные письменные доказательства.
Особенностью доказательственного права Англии является дача показаний обвиняемым, который допрашивается в судебном заседании под присягой как свидетель, при этом признание им вины является бесспорным доказательством. В то же время суд в обязательном порядке должен проверить добровольность признания вины.
При допросе и оценке показаний свидетелей действует ряд формальных правил. Например, супруги один против другого могут давать показания только по просьбе обвиняемого. Эксперты в английской судебной системе, как и обвиняемые, допрашиваются в качестве свидетелей.
Основным источником доказательств в уголовном процессе Англии являются свидетельские показания. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что показания любого лица (обвиняемого, потерпевшего, эксперта и т.д.) в суде являются свидетельскими, во-вторых, зачастую иные доказательства вводятся в судебный процесс только посредством показаний свидетелей. Свидетель обязан сообщить суду Англии только факты, которые он воспринимал лично, в противном случае его показания не имеют доказательственной силы.
Отличительной особенностью уголовного процесса Англии является использование в качестве доказательств показаний свидетелей, основанных на умозаключениях, т.е. предположений относительно развития тех или иных событий. Свидетели довольно часто выступают в качестве так называемых неформальных специалистов, которые могут высказать своё мнение о таких фактах, как: расстояние, размер, время, скорость, характер почерка и т.д. Только в одном случае свидетель не может высказать своё мнение - о виновности или невиновности лица.
Свидетелем в уголовном процессе Англии может быть любое лицо, которое является компетентным и обязано давать показания. При этом под компетентностью подразумевается способность лица правильно запоминать, воспринимать и излагать явления и события. В то же время имеются законодательные и судебные запреты выступать лицу в качестве свидетеля: например, обвиняемый не может быть компетентным свидетелем в своём деле, как и его супруга (супруг), судья не является свидетелем в процессе, председателем которого он является, и присяжный – в деле, в котором он является присяжным. Исключением правила компетентности является предоставление свидетелю привилегий, которые позволяют ему не давать показания. Эти привилегии могут быть предоставлены судьёй по его усмотрению (например, привилегия против самообвинения, привилегия супруга, адвоката и др.). Суть привилегии заключается не в освобождении лица от дачи свидетельских показаний, а наличие возможности отказа отвечать на некоторые вопросы, которые касаются определённой информации.
Кроме предоставления привилегий в уголовном процессе Англии предусмотрены определённые изъятия, которые позволяют лицу, обладающему привилегиями, дать показания в обмен на его ограждение от дальнейшего судебного преследования, поскольку в некоторых случаях выгоднее не давать показания и быть привлечённым за это к ответственности, чем дать против себя показания и быть подвергнутым более суровому наказанию. Предоставление этого права называется иммунитетом свидетеля. Любое лицо, обладающее иммунитетом, при даче показаний относительно обстоятельств какого-либо преступления или лиц, его совершивших, даже если оно является соучастником, освобождается от дальнейшего уголовного преследования. Вместе с тем, иммунитет предоставляется только лицам, обладающим ценной информацией, которую нельзя получить иными способами.
Возможность предоставления иммунитета и привилегий свидетелю может представлять интерес и для уголовного процесса других государств, поскольку наличие таких институтов позволит не только повысить эффективность предварительного следствия, но и увеличить процент раскрываемости преступлений, по которым не установлены лица, их совершившие.
В Англии в качестве свидетелей довольно часто допрашивают полицейских, которые проводили какие-либо процессуальные действия, когда возникает вопрос о допустимости доказательств либо требуется опровергнуть «презумпцию насилия». Этот своеобразный завершающий этап служит показателем эффективности и качества проведённого расследования. Кроме этого полицейские зачастую выступают в качестве экспертов относительно способов совершения преступлений.
Эксперт в уголовном процессе Англии в судебном разбирательстве выступает как свидетель, который может высказывать своё мнение об обстоятельствах того или иного дела, основываясь на своём опыте и знаниях. Их роль заключается в том, чтобы дать достаточную для присяжных информацию для оценки фактов.
По общему правилу бремя доказывания в уголовном процессе Англии лежит на обвинителе. Тем не менее, зачастую в судебном процессе оно может перемещаться с обвинителя на обвиняемого.
Несмотря на наличие презумпции невиновности, в английском праве доминирует презумпция виновности. Об этом свидетельствуют отдельные законодательные акты, согласно которым, например, если у лица имеются какие-либо инструменты, которые могут быть использованы в краже со взломом в ночное время (параграф 28 Закона о воровстве), то на данное лицо возлагается бремя доказывания правомерности владения этими инструментами, т.е. в данном случае имеет место презумпция виновности. Примером может являться дело Джексона, который обвинялся в покушении на кражу и в итоге был осужден. Основанием его задержания явилось нахождение в ночное время в подъезде чужого дома. При рассмотрении судом уголовной апелляции приговор был оставлен в силе. Свою позицию суд аргументировал тем, что подсудимый не доказал отсутствия у него умысла на покушение на кражу.
Примечательным законом, который может быть положен в основу обвинения, является закон о мировых судьях 1361 г., принятый ещё во времена правления Эдуарда III. Согласно этому закону магистрат имеет право потребовать от любого лица представления в качестве доказательства своего законопослушного поведения залог, так как имеются основания полагать, что человек может совершить преступление. В случае отказа внести залог человека можно подвергнуть наказанию в виде лишения свободы. По этому Закону в 1952 г. осуждена мисс Пэт Сире, которая выступила в одном из кинотеатров Лондона с протестом против демонстрации кинофильма «Роммельлис пустыни».
Тем не менее, такие известные авторы, как Г. Ноукс, Г. Уильямс и Р. Кросс, не признают наличие презумпции виновности, при этом утверждают, что возложение бремени доказывания на обвиняемого совершения им тех или иных действий является следствием того, что в английском уголовном процессе доказывает тот, кто утверждает, а не наоборот. В то же время в английской теории судебных доказательств, когда обвиняемый отрицает предъявленное ему обвинение, он приводит свои доводы, которые должен подтвердить, т.е. в итоге принимает на себя бремя доказывания своих утверждений.
Таким образом, несмотря на имеющиеся недостатки, доказательственное право Англии может представлять определённый интерес для дальнейшего развития и совершенствования уголовно-процессуального законодательства других государств.